Мои стихи   Мои друзья   Главная   Контакты   Стихи друзей

Соловки

Давно уже не обсуждается, что любая поездка по путевке стоит в два раза дороже, чем "дикарем". Поехать без агентства можно по-моему везде (во всяком случае по России точно). К тому же это интереснее, если не любишь быть привязанным к какой-то определенной программе пребывания. Развлечь себя в неизвестном месте достаточно легко.

Поехать на Белое море вместо Черного - это попахивает уже каким-то полуэкстримом для жителя большого города. Тем более, что знания по этому краю очень скудные. Вспоминаются только сталинские лагеря и то, что это почти Полярный круг. Уговорил муж, который увлекается историей и знал намного больше интересного, но только факты. Он и уговорил посмотреть все "вживую", почувствовать дух.

На Соловки добраться можно по-разному. Через Архангельск, Медвежьегорск или Кемь.

Мы ехали на поезде Санкт-Петербург - Мурманск до станции Кемь. Далее до пристани (около 13 километров) можно доехать на машине, маршрутке или даже порыскать вокруг и найти остановку городского автобуса. Мы очень торопились, поэтому загрузились в машину, которых около вокзала стоит сразу пяток. Было около восьми вечера когда мы с мужем оказались на пристани.

Зрелище нас не особо вдохновило. Раздолбанный причал, много лодочек, катерков… и никого вокруг. Побегав вокруг, мы все-таки увидели маленькое кафе. К счастью, в темном помещении была девушка, которая и просветила нас. В вечернее время на Соловки никто не пойдет, а на следующее утро отходит рейсовый теплоход. Не порадовала только стоимость - 500 рублей с человека.

Для туристов около причала построена новая гостиница. И очень даже хорошая, рассчитанная на иностранцев, так как их по-моему, сложившемуся за время пребывания, мнению, ездит в этот суровый край намного больше, чем соотечественников. Отдельные деревянные домики, рассчитанные на 30 - 100 человек (конечно же двух-, трехместные номера), душ, вышколенная обслуга, даже спутниковые тарелки над некоторыми коттеджиками. Естественно там мы и заночевали. Через некоторое время вышли погулять и увидели сценку, которая нас мало порадовала. Прибыл теплоход с Соловков. Навстречу шла разношерстная толпа иностранцев, больше напоминающая пленную немецкую армию под Москвой. Стоял самый конец августа и уезжали мы из распаренного летней еще жарой Санкт-Петербурга, прихватив легкие летне-осенние куртки, пару свитеров и купальные принадлежности (на море все-таки). А люди, что шли с теплохода нацепили на себя всю теплую одежду. Особенно я расстроилась, углядев пару шубок, зимние перчатки и шапки на всех гостях нашей родины. Но не возвращаться же обратно, решили в крайнем случае греться старинными народными средствами.

Рано утром собралось около 30-40 желающих попасть на теплоход. Туристов я опознала только в нескольких людях. Остальные - местные жители и паломники. Первая группа сразу же поднялась на палубу, а другие забрались в салон и занялась какими-либо делами. Кто-то ел, кто-то спал, кто-то читал. Как потом выяснилось, читали на теплоходе только Библию, готовились к встрече со святым местом. Шли мы 2,5 или 3 часа по довольно однообразному морю. Островки, проливчики и навигационные знаки - больше ничего не оживляло пейзаж.

Соловецкий архипелаг приближался очень медленно, разрастаясь в ширину и высоту. Сам монастырь можно увидеть только с очень близкого расстояния, он расположен в бухте.

Как только мы причалили, народ как-то незаметно рассосался, причем очень быстро. Мы заранее еще из дома забронировали двухместный номер с душем в одной из гостиниц под названием "Соло". Нам осталось только найти ее и бросить вещи, чтобы почувствовать конец пути. Хозяин при виде нас расцвел как майский цветок. Номер-люкс мы заселили. Подразумевается, что в номере был туалет, душ и телевизор. Тут же мы узнали как нам повезло, просто фантастически. Сезон продолжается до конца августа и в это время поселиться хоть где-нибудь самостоятельно почти невозможно. Сдается все: комнаты, сараи, бараки, это если учесть, что горячей воды в поселке летом нет, а в гостиницах селят только группы. Приезжает много людей со своими палатками, но за место под палатку и за костер придется заплатить в монастырскую кассу (совсем немного - около 20 рублей за сутки). Но перед нашим приездом сезон уже пошел на убыль. Люди выезжали толпами. Теплоход брал столько людей, сколько влезало, плюс частники подрабатывали на катерах. Когда мы были на Соловках - туристов почти не было. Какой это кайф после большого города полдня проходишь - двух-трех человек встретишь.

При гостинице можно было питаться, но во-первых по часам (завтрак, обед, ужин), во-вторых цены на Соловках какие-то африканские. Вежливо отказавшись, мы решили поискать какую-либо кафешку или столовку. Приобретя у хозяина схему острова, мы действительно быстро нашли кафе-столовую, хотя это единственное предприятие общественного питания на острове. Там-то мы и питались все пребывание, вкусно, разнообразно, не очень дорого и тогда, когда захочется.

Меньше чем за полдня мы обежали поселок вокруг, вдоль, поперек и несколько раз по диагонали, после чего было сказано: "Стоп, больше бегать не стоит, впереди еще пять дней!" Люди на острове очень флегматичны, несколько раз сталкивались, что все там примерно: время плюс-минус полчаса, расстояние - с точностью до трех километров (остров по диагонали около 30 километров, поселок - полкилометра), даже наша карта оказалась лишь примерной схемой. Никто никуда не торопится, все степенно и чинно переставляют ноги. Мы тоже стали вести размеренный образ жизни. Вообще-то, я - "сова", но здесь в 21:00 как по команде мы проваливались в сон и ровно в 9:00 просыпались полностью отдохнувшими и готовыми к великим походам и делам. Как младенцы.

Зашли в местное экскурсионное бюро. Они предлагают много всяких разных экскурсий, но цены не радуют и мы не большие любители толпы. Нас интересовал сам Соловецкий монастырь, остальное решили изучить самостоятельно. Экскурсия туда проходит 3-4 часа и в день приезда попасть не удалось. В церковь монастыря женщин пускают только в юбке и платке. Я позаботилась об этом еще дома, потому что предполагала нечто подобное, но у хозяина гостиницы по-моему было абсолютно все для своих клиентов, даже безразмерная юбка на резинке. К моменту начала экскурсии около входа в монастырь скучали только мы с мужем и девушка-экскурсовод. Оказывается, для рентабельности меньше десяти человек не набирают и все планы слегка менялись. Но, совершенно неожиданно, подошла какая-то группа, совершавшая круиз по Белому морю. Сначала было что-то жуткое, такое чувство, что этих людей в детстве не воспитывали. Мужчины опохмелялись пивом, дети носились и орали, а женщин интересовало не несколько веков истории самого монастыря, а десятилетие сталинских лагерей. Экскурсовод говорила словно в пустоту, абсолютно без интереса и путано, а через 40 минут руководитель группы попросил побыстрее закруглиться, так как "у них обед". Когда они мирно пошли на свой обед у нас был совсем грустный вид, но девушка оказалась просто фанатом своего дела в хорошем смысле этого слова. Растерянно глядя на нас, она предложила "еще что-нибудь рассказать". И рассказала. Про архипелаг, про зарождение монастыря, про жизнь монахов раньше и в настоящее время, какую роль монастырь имел в международном значении. Провела по всему, что отреставрировано и где еще шли работы. Под конец уже шла просто дружеская беседа с человеком, который знает все о своем предмете. Так что, экскурсия затянулась на много часов. Мы с мужем оба курим, но про сигареты даже как-то не вспоминалось. В тот день мы узнали очень много интересного и я с теплом вспоминаю ту прогулку.

Специально не расскажу про монастырь (все не вспомню, а частично неинтересно получится), остановлюсь только на первых впечатлениях. Естественно, что в первый же день мы обошли монастырь. Внушительно. Строился в незапамятные времена из огромных валунов прежде всего, как крепость, способная выдержать атаки врагов. Валуны эти разных размеров, но в среднем с взрослого человека. Стены поднимаются на два-три этажа, плюс башни с бойницами по углам. С одного края сохранился не менее внушительный ров, выложенный теми же валунами, который окружал эту крепость. Неприступное сооружение. С первого взгляда кажется, что подняться, цепляясь за неровную кладку, довольно легко, но вспоминаются потоки горящей смолы, льющейся со стен и отстреливающиеся защитники… Как рассказала нам экскурсовод, некоторые все-таки пытаются штурмовать стены без надлежащей подготовки. Заканчивается, как правило, падением и переломами конечностей. Хорошо, что не попробовали.

Еще из глобального, что мы совершили на Соловках - лодочный поход по системе озер и каналов. Такие экскурсии в тот год уже закончились, да мы бы и не согласились на нее. Цена и качество совершенно не соответствовали друг другу. В лодках по четверо человек, из них кто-нибудь не захочет или не сможет грести, а кому-то повезет везти экскурсовода, которая точно грести не буде. В нашу гостиницу на одном теплоходе с нами приехала пара, как и мы из Санкт-Петербурга. Хозяин случайно поселил нас в их номер, пока они фотографировали монастырь. Но это так, отступление. С ними мы договорились попробовать самостоятельно выбраться на лодках по каналам. Без особых проблем мы нашли лодочную станцию и наняли две лодки. Стоило это раз в десять меньше, чем экскурсия. И опять нам повезло. Комары, которые одолевают все лето, уже исчезли - начало сентября все-таки. В тот день отрыв был по полной программе. Безумно красивая природа вокруг. Ели, огромные валуны, чистейшая питьевая вода. Типичная карельская природа, которая не может оставить равнодушным. Фотопленки извели столько же, сколько на монастырь. По берегам заросли грибов. Причем белых. Их никто не собирает и они вырастают до огромного размера, потом падают и гниют, а рядом уже лезут молоденькие. Темные ели, вырастающие из воды. Чуть подернутые желтизной березки. И абсолютное отсутствие людей. Первобытный нетронутый лес, в который не зайти из-за бурелома окружает прозрачную чистоту озер. Вся система каналов, где настолько узко, что на веслах не пройти, а надо передвигаться отталкиванием от дна и берегов веслами как шестами, шлюзов и запруд продумана и создана монахами, почти сразу после основания монастыря для подпитки Святого озера, из которого изначально брали воду для всего: питья, энергии для мельниц, прачечной. В настоящее время запрещено использование моторов на озерах, даже МЧС, которые весь сезон базируются на берегу, имеет только весельные лодки. Все было хорошо, пока мы гребли с достаточно определенной целью - достичь конца системы (или истока…). Когда же цель была почти достигнута и стоило поворачивать обратно, поднялся ветер, тучки закрыли чистое небо и силы оказались на исходе. Обратный путь проходил не так весело, гребли намного дольше из-за сильной волны и усталости. На берег у лодочной станции уже просто выползали. К тому же не подумали о припасах и есть хотелось безумно. Но это та самая усталость, которая соседствует с удовлетворенностью победителя. Через день она забылась, а воспоминания будут храниться долго.

В гостинице мы не сидели, приходили, пили чай и ложились спать. Все время куда-то ходили или просто бродили по окрестностям. Все побережье Соловецкого острова почти не отличается. Вдоль кромки Белого моря нагромождение камней: от самой маленькой гальки до огромных, покрытых тонким слоем мха валунов. Все это веками отполировывалось морем. Эта полоса имеет разную ширину в зависимости от преимущественных ветров. А сразу за ней начинается лесотундра (как я себе ее представляла по урокам географии). Ее облюбовали невысокие березки, изогнутые и искривленные самыми разнообразными способами. Местные жители дали им очень романтическое название - танцующие березки. Они и правда похожи на группу танцующих девушек из-за постоянно дующего с моря сильного ветра. Кустов почти нет, а на каменистой почве растет мох самых ярких оттенков: алый, апельсиновый, лимонно-желтый. Мелкий брусничник и обилие грибов (белых и красных) придает еще большее очарование прибрежной зоне. При наличии свободного времени мы старались прогуляться по берегу, просто наслаждаясь северной красотой.

Кстати все опасения по поводу зверского холода не оправдались. Конечно, все время дул пронизывающий ветер, но питерцам к этому не привыкать, мы даже в один денек умудрились позагорать в укромной лесной ложбинке. Редкие иностранцы же ходили в зимних шапках и варежках. До сих пор жалею, что не решилась окунуться в Белое море.

Вечерами собирались в холле поболтать с другими постояльцами. Каждый приезжает на Соловки для своего: туризм, паломничество, обширное поле для фотографирования, поэтому интересно обменяться впечатлениями. Оказалось, что некоторые люди, приехав просто из интереса, сходятся с монахами и даже уходят трудниками (помощниками) в монастырь. Монастырь предоставляет паломникам еду и кров на три дня в обмен на неквалифицированную помощь по хозяйству или в реставрации. Для этого просто надо выразить желание. Один из наших собеседников так и поступил. Вообще атмосфера острова, где доминирует монастырь очень располагала к этому. Священнослужители просты в общении, в отличие от своих братьев, живущих в больших городах. Можно на улице подойти  и поговорить. Никто не будет коситься на тебя и проклинать незнание церковных законов. Для меня это стало большим открытием.

В одной из таких бесед молодой человек рассказал нам юмористическую историю, которая с ним произошла. Он с приятелями решил посетить остров Анзерский. Договорились с катером, назначили время. Тут выясняется, что для посещения этого острова необходимо благословение настоятеля. Ладно. Пришли в монастырь за благословением, а оно продается в кассе за сто рублей. Посмеялись, купили. Добравшись до берегов острова, выяснили, что проверяют бумагу с благословением…. (не догадаетесь!) МЧСники, которые курсируют вокруг.

На третий день мы выклянчили велосипеды на уже закрытой в связи с окончанием сезона велосипедной станции и поехали на Большую дамбу. Нам пообещали примерно пять километров пути, но оказалось все десять. Причем далеко не легкого пути, по какой-то теряющейся тропке, по болотам, где иногда в грязи были уложены крупные булыжники, по холмам. Дамба была построена в незапамятные времена руками монахов, чтобы соединить Соловецкий остров и остров Большая Муксалма, на котором держали скотину. Протяженность ее около двух километров и вся она состоит из огромных, наваленных друг на друга валунов. В середине предусмотрительно сделаны арки для прохождения карбасов. За прошедшие века кое-где нанесло почву, тут же старательно вырос мох и все заросло брусничником и вереском. В общем, типично шотландский пейзаж, не хватает только шотландцев в килтах. Переспелой алой брусникой мы в тот день наелись до отвала. Вообще, жители острова ленивы до безобразия. Никто не пользуется щедрыми дарами природы: грибы и ягода не собирают и они подвергаются естественным процессам гниения прямо на месте, рыбу не ловят, хотя вдоль берегов ее очень много и особых усилий для ловли прикладывать не надо. Даже работать не хотят - живут на достаточно большое пособие. Работают жители Архангельска и Кеми. Зимой существуют автономно, только небольшой аэродром принимает редкие самолетики с продовольствием.

Ближе к вечеру дошли до неиссякаемого святого источника - большого деревянного колодца с привязанной кружкой. Всем можно напиться даже в самый жаркий день, но, видимо, мы слишком много грешим и в этом колодце нашли только несколько лужиц воды, которую не удалось зачерпнуть.

Время нашего отпуска подошло к концу. За два дня до этого был отменен регулярный рейс. Большой теплоход перестал курсировать. Еще продолжал ходить теплоход на 30 мест и монастырский. Поэтому мы не волновались, расписание висело около каждого столба. Собрали сумки, рассчитались с хозяином гостиницы и пошли на причал. За полчаса, в 21:30 на причале собралось 5 человек вместе с нами. К моменту отправления подошли еще двое. И вдруг капитан заявляет, что меньше десяти человек возить не выгодно, поэтому ждем еще троих. Время отправления давно прошло, а нас стало только девять. Темно и холодно, полная неизвестность. Я начала согреваться прихваченным коньячком и потихоньку нарываться на скандал с капитаном сего доблестного судна. Парочка монахинь сохраняла полное спокойствие, остальные уговаривали капитана отплыть. Посовещавшись между собой мы решили разделить стоимость последнего места на всех, но было уже поздно, команда пришвартовала теплоход обратно и завалилась внутрь пьянствовать. Вот это был номер - до следующего вечера никто на большую землю не собирался и никакой гарантии, что завтра нас будет на одного больше нет. А ехать-то надо всем  - денежки заканчиваются, да и на работу пора. Условились встретиться пораньше утром и поискать частника. С девяти человек по 500 рублей… Пришлось возвращаться в гостиницу и оплачивать хозяину еще сутки. Утром искать средство нашего спасения с острова поручили нам с мужем. Побегали мы по всем причалам, но тишина над поселком стояла полнейшая. Помог капитан, с которым мы вечером переругались. Он, естественно, посоветовал своего родственника. В 9:30 утра мы разбудили владельца какого-то катерка, хотя лучше его назвать корытом. Капитан теплохода подсуетился для своего родственника, заправил горючим суденышко, перегнал катерок поближе, загрузил нас всех, а в конце загрузил, в прямом смысле слова, нашего рулевого, положил его поудобнее на штурвал и, пробормотав что-то про всех святых, оттолкнул нас ногой от причала. Мы пока что были просто рады покинуть наконец-то Соловецкие острова. Проблемы начались когда мы вышли из залива на открытую воду. Нет, шторма не было, просто достаточно сильная волна. С учетом еще не опохмелившегося рулевого обоза, неимоверно чадящего дизухой мотора и утлости того, на чем мы имели неосторожность выйти в Белое море, радость нашу как ветром сдуло. Монашки отвернулись к дизелю, положили на него молитвенники и молчали всю дорогу. Единственная местная тетенька залезла в перегарный туман кабины и начала обсуждать с рулевым общих знакомых. Ну а мы, кто помоложе, забрались на какие-то приступочки и подставили лица ходовому ветру: пусть холодно, зато вонь не так чувствуется. Болтало нас по меткому народному определению как г... в проруби. На себе мы испытали все виды качки. Даже мой муж, который долго занимался яхтенным спортом, как-то побледнел. Шли мы шесть часов, не обращая внимания на створные знаки, "на глазок". Погода была ясная, я видела несколько белух, которые внесли хоть толику оптимизма. На середине пути зачихал, а потом заглох двигатель. Нас тут же начало относить волной в сторону, повернуло несколько раз и мы уже начали прощаться с жизнью, только монахини оставались невозмутимы - их батюшка благословил. Все обошлось, после недолгого ремонта двигатель заработал с легкими перебоями. Рулевой послушал, махнул рукой, выматерился и пошел рулить дальше. Наконец-то появился причал большой земли. Под чутким руководством местной тетеньки мы нашли остановку маршрутки и через десять минут были на вокзале в Кеми.

Купив билеты на поезд, мы выяснили, что у нас еще четыре часа свободного времени. Уже втроем с попутчиком, молодым парнем из Москвы пошли искать какой-нибудь общепит, с раннего утра только кофе - слишком мало для поддержания молодых здоровых организмов. Справедливо решив, что сие заведение должно находиться на центральной улице мы прошли ее почти до самого конца. Ничего, кроме продуктовых магазинов, промтоварных и редких пивных не нашли. Наконец, одна женщина подсказала, где искать ресторан. Мы поняли, что вкусно и без роскоши поесть нам не удастся. В ресторане мы не просто обалдели, а потеряли дар речи. В этот день первая удача. Местные жители приходят туда только по большим праздникам, чтобы купить ребенку мороженое, мы же были голодными клиентами. Самое дорогое блюдо - ассорти из рыб ценных пород - стоило 30 рублей. Для сравнения в Санкт-Петербурге  на эти деньги можно взять чашечку хорошего кофе, а в Москве, как сказал наш спутник, стакан чая без сахара. Впервые в жизни мы действовали по правилу правой руки: закрыли цены и заказали по полному обеду с десертом (учитывая зверский голод, блюд было по пять на человека). Так как я не пью пива, то выбрала мороженое в карельском бальзаме. На какое-то время мы погрузились в процесс уничтожения всего, что нам принесли. Уже позже мы начали прикалываться друг над другом за такое свинское поведение. Кстати мороженое я съесть не смогла, оно было не полито карельским бальзамом крепостью 50 градусов, а просто плавало в нем - видимо, подарок ресторана за такой огромный заказ.

Ну а дальше был скучный путь домой на таком банальном поезде. Приехав в Санкт-Петербург мы считали, что отошли уже от Соловков - не тут-то было. Сойдя с поезда, мы долго недоумевали, что случилось с людьми, куда они так бегут. Сами мы еще около недели перемещались медленно и плавно, аккуратно переставляя ноги, привыкли к размеренной жизни.